В семье появился первоклашка


1 2

Конечно же, появление в семье ребенка-первоклассника ведет к перестройке жизни семьи в целом. Потому что первый год обучения в школе не только один из самых сложных этапов в жизни малыша, но и своеобразный испытательный срок для родителей. Именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Но ведь, возразят некоторые, ребенок раньше ходил в детский сад, на развивающие занятия, стал намного старше. Да, это так. Но в первую очередь ученик - это новая социальная роль. Задача взрослых -способствовать ее принятию. Надо ли объяснять, что от того, как пройдет этот этап, зависят все последующие. Положительное отношение к учебному процессу формируется не за день и не за два. Очень важно объяснить ребенку на доступном уровне, почему нужно учиться, чем его родителям помогла учеба. Донести мысль, что главная цель похода в школу - это не красивые школьные принадлежности и не поиск новых друзей, а приобретение знаний. Можно рассказать о своей школьной жизни, причем не один раз, а проводить такие беседы систематически, показать свои школьные фотографии и сосредоточиться на позитивных моментах.
Следует сформировать у ребенка адекватное представление о школе, объясняя, что там могут быть как положительные, так и отрицательные стороны. Важно настраивать кроху на успех и не пугать возможными неудачами. Естественно, нужно поддерживать самооценку ребенка, развивать уверенность в себе и в своих силах.
Наш ученик вроде уже повзрослел, но все равно это еще ребенок. Ему по-прежнему нравится играть. Так давайте поиграем! Например, после первого звонка сделаем галерею фотографий и расскажем друзьям и знакомым, как прошел этот знаменательный день. Подарим ребенку ученический значок и посвятим его в ученики. Эти внешние атрибуты способствуют положительному настрою. Хороши совместно написанные сказки и игры, например, с названием «Школьная жизнь», где в сказочной форме ребенок будет рассказывать о разных событиях, делиться трудностями и переживаниями и вместе с героями искать выход из трудных ситуаций. Замечателен «Дневник наблюдений», который также выполняет функцию проработки состояний и рассказа о времени в школе и после нее. Очень важен искренний интерес к жизни вашего чада.
Приучайте ребенка к самостоятельности и организованности. Необходимо, чтобы у него появились «взрослые» домашние обязанности: заправить кровать, убрать со стола, почистить обувь.
Важный момент - наличие в школе группы продленного дня. Во многих школах Минска продленка - это сборная группа из школьников нескольких классов. Работают в них педагоги группы продленного дня, а не классный педагог. В силу того, что группа сборная, зачастую в ней много детей, а это приводит к усталости. Следовательно, продленка будет в большей степени выполнять функцию присмотра, а уроки и прогулки - после того, как заберете ребенка домой. Поэтому узнайте заранее, как будет работать группа продленного дня, каков ее режим. Вроде она и нужна, но взвесьте все «за» и «против». В некоторых школах города таких групп нет вообще, и тогда возникают вопросы: кто будет забирать ребенка из школы, кормить, поможет организовать отдых и сделать уроки? Решение этих вопросов внесет коррективы в семейный уклад.
Двигаемся дальше - приход ребенка домой. Важно, чтобы периоды учебной деятельности и отдыха сменяли друг друга. Замечательный помощник - режим дня. Когда ребенок, да и родитель знают, что в какое время делать, это снимает много вопросов. Необходимо составить режим, учитывая периоды активности вашего ребенка. Для этого достаточно понаблюдать за ним несколько дней.
В вашем семейном расписании должно быть время и для тихого общения, и для бурных спортивных прогулок. Имейте в виду, что питание в школе несколько отличается от того, что было в детском саду. Так называемые «вторые завтраки» в большинстве школ носят обязательный характер. Постарайтесь узнать, что входит в школьное меню, внесите составляющие рациона в домашнее питание. Если есть проблемы с аппетитом, особенно утром, то поговорите об этом с педагогом. А то, что ребенок не добирает в школе, можно пополнить дома. Питание должно быть сбалансированным, богатым витаминами и микроэлементами.
На что еше необходимо обратить внимание? На эмоциональное и физическое состояние ребенка. Ведь это показатель того, как он проходит адаптацию. Успешность прохождения зависит от ряда факторов.
Психологическая готовность. Прежде всего, это интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям.
Интеллектуальная готовность, которая предполагает определенный запас знаний, уровень умственного развития и развития познавательных процессов, соответствующих возрасту ребенка.
Социально-психологическая, или коммуникативная готовность - умение и желание ребенка общаться, подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации. Умение подчиняться правилам, с которыми он столкнется.
Эмоцианально-волевая готовность - умение управлять своими эмоциями и поведением.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют -трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одне той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя. Кроме того, ребят: сразу усваивают новые правила ведения со взрослыми, не сразу  знают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чте произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требования к одноклассникам).
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов.
Первые 2-3 недели обучения. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первокласски болеют.
Следующий этап адаптации - неустойчивое, или первое, приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период о относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Существуют факторы риска протекания адаптационных процессов, ним относятся и заболевания матери в течение беременности, ее психологическое состояние, особенное протекания родов, а также болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и, конечно хронические заболевания.


1 2